kondratio: (Default)
[personal profile] kondratio
Originally posted by [livejournal.com profile] loboff at Back in USSR
Прошло два года с того момента, как мы въехали на территорию РФ.Хотелось бы сказать о каких-либо позитивных итогах - мол, так и так, жизнь движется, сделано то-то и то-то, ура, товарищи, так держать. Но увы - хвастаться в общем-то нечем, достижений ноль. Собственно, мы сейчас в том же самом голозадом состоянии, в котором оказались два года назад, выброшенные взрывной волной катаклизма из родного дома. От того, что на случай возможного экстренного переезда к пяти баулам за это время прибавилось ещё три (плюс детский диван), в общем и целом не меняется ничего. Ненужным барахлом зверушка по имени человек и правда что обживается с неимоверной быстротой, а вот с чем-нибудь более-менее толковым уже куда тяжелее. То есть даже с каким-никаким завалященьким транспортом, и с тем не сложилось; при том, что в отличие от Донецка, в Питере без автомобиля и правда что чувствуешь себя несколько неполноценным - масса преимуществ мегаполиса так и остаётся недоступной, от поездок по "Призмам" и "Икеям" до полновесного загородного отдыха.

Старший сын так и продолжает работать - текущие финансовые возможности отодвигают продолжение им учёбы на неопределённый срок. Но хуже другое - чем дальше в лес, тем меньше ему самому хочется учиться, и это уже по-настоящему проблема. Вообще, при том что переезд в первую очередь "ради детей" и случился (сами мы вряд ли решились бы поднять задницы, как-нибудь да выжили бы на подножном корме, всё проще чем вот эти супер-напряги эмиграции), именно дети и есть главная пострадавшая сторона. Про старшего я вообще молчу - тут именно что наше с женой глубочайшее чувство вины за похеренную на корню молодость. Но и младшему тоже несладко - своя среда была всё же более комфортной (см. недавнее про южан-северян), не говоря уже о бабушке с дедушкой, о которых он и помнит, и грустит.

Впрочем, и сами мы как были, так и остаёмся здесь чужими. Чем больше живёшь в РФ, тем больше печалишься о потерянном (восточно-)украинском рае образца двухлетней давности. Рае не в смысле материального достатка, а в смысле эмоционального и психологического комфорта. Всё же двадцать лет жизни в относительно благоприятной среде своё дают, и вычеркнуть их из жизни в одночасье (да ещё и в нашем возрасте) довольно трудно. Вообще, я понимаю, что это прозвучит очень грубо и несправедливо, но слова из песни не выкинешь, и отделаться от ощущения, что до этого ты жил среди своих, русских, а потом тебя выбросило назад, в Советский Союз (хоть и в куда более мягкой и благополучной версии) - от этого ощущения всё же никуда не денешься. Не то чтобы люди вокруг были плохие или там какие-нибудь зловредные. Отнюдь - люди себе как люди. Вот только это советские люди. Поначалу, на волне растерянности и благодарности, это ощущение глушишь и пытаешься игнорировать. Но время проходит, растерянность сменяется обычной фоновой депрессией, и приходится признать очевидное - да, ты живёшь среди советских людей - со всеми вытекающими.

И не то чтобы это было особенно страшно или невыносимо, или ещё как-то в подобном же роде. Нет, конечно - жить можно вполне. Но вот с коммуникацией затык, коммуникация не налаживается, жизнь так и проходит в параллельном окружающим режиме. То есть речь не о каком-то глобальном непонимании, всё на уровне мелочей, но мелочи эти в результате складываются в критическую массу, при давлении которой попросту перестаёшь открывать рот. Ты говоришь слово - в ответ недоумение. Пытаешься себя объяснить - игнор. Следующий шаг это попробовать доораться, но крик это не наше, поэтому приходиться из диалога самоустраняться.

И этот разрыв коммуникаций отнюдь не только на уровне значимых и принципиальных вещей, или там идеологически окрашенных тем ("победа", "николашка", "пиндосы", "дружба народов") - это было бы понятно и не вызывало особого отторжения. Но нет - "дыр бул щил анонхен квардрщикул" в диалоге говорящих по-русски нас и говорящих по-русски окружающих возникает постоянно, и по самым разным поводам. Естественно, что мы не качаем права. Естественно, что мы воспринимаем подобное положение вещей как данность, и честно пытаемся жить в том что есть. Но себя-то всё равно никуда не денешь...

Ну, и о материальной стороне вопроса. Вообще, за два года жизни здесь моё недоумение тому, как вообще люди в российской провинции (не говоря уже о глубинке) умудряются выживать при существующем уровне доходов, не только не развеялось, но стало ещё более глубоким. Если даже здесь, при нормальных по питерским меркам зарплатам, у нас так ничего и не получается откладывать "на чёрный день" (всё расходится на текущие нужды), то как бы мы тогда жили в Саратове? - ума не приложу. А как и за счёт чего там живут и выживают люди? - загадка. Что-то всё-таки в этой статистике о "в три раза более высоком уровне жизни, чем у хохлов" - явно не так. И хоть мы и не стремились в столицы (наоборот, старались найти место "по себе" - то есть как природные провинциалы в провинции же и хотели обустраиваться), но само то, что из Саратова нам пришлось уехать, и что в результате каким-то не совсем самим себе понятным образом мы оказались в Петербурге - это несомненно спасение. И уже лишь сейчас, с временной дистанции, это более чем очевидно.

То есть из Саратова, оставайся мы там, нам уехать всё равно бы пришлось, исключительно из наличествующих материальных возможностей. Но не в "другую Россию", а - домой. Где ни работы ни денег, но где есть крыша над головой, за которую не нужно ежемесячно отдавать десять-двенадцать тысяч рублей, каковых при уровне возможных саратовских доходов попросту бы не оставалось. Однако, это понятно уже только сейчас, оглядываясь назад. А так-то лично я уезжал с огромной неохотой - и город, и атмосфера в нём, и люди, его населяющие, мне чрезвычайно понравились, мне хотелось бы остаться там жить.

Однако "понравилось" это одно, а "остаться жить" - совсем другое. Питер чрезвычайно неуютный для жизни город, это правда. Я его безумно люблю, и влюбился с первого же приезда, с сопливых шестнадцати лет. Тем проще мне признавать очевидное - этот город для жизни предназначен не слишком. Однако здесь хотя бы есть за что жить. Не жируя, довольствуясь лишь необходимым (при том, что мы и в целом не слишком привередливые), но всё же и не считая каждую копейку. Для провинциалов типа нас (которых от той же Москвы и её суеты попросту трясёт мелкой дрожью) это пожалуй единственный возможный вариант. Вероятно, можно было бы устроиться где-то ещё - в Нижнем, или в Самаре, или Новосибирске, или в Екатеринбурге, или в Тюмени - более-менее благополучных городов в российской провинции всё же есть. В которых не то чтобы мёдом намазано, но как-то выжить стороннему человеку (без связей, корней и родственников) с напрягом, но можно. Но в Петербурге есть красота. Есть дух. Есть история. Которые его неуютность компенсируют с лихвой. Ну и опять же - от добра добра не ищут, нас и так в позапрошлом году помотало по стране. Как на наш домоседский характер - так и с лихвой помотало.

Вообще, я не рассказывал, почему мы уехали из Саратова. И почему не задержались в Липецке, не рассказывал тоже. И как мы оказались в Гатчине. И как из Гатчины перебрались в Питер. Хотя спрашивали меня об этом неоднократно, что и понятно, это естественное любопытство читателя по отношению к судьбе героя читаемого им "романа с продолжением". На тот момент это был слишком больной вопрос. Сейчас, по прошествии времени, ситуация выглядит не то чтобы комической, но и как трагическая восприниматься перестала, а поэтому почему бы и не рассказать. Но это видимо уже в следующий раз.

Date: 2016-08-14 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] bobtenelli2.livejournal.com
Был у меня как-то разговор с одним англичанином про жизнь в Европе. Он сказал, что там жить хорошо, если есть работа.
Думаю, это относится ко многим странам.
Кстати, знаю украинцев, вполне нормально живущих в обычном областном центре в РФ. Работают, платят за квартиру, не жалуются. На родине у них был хороший собственный дом.
(deleted comment)

Re: РФ = «работающий бедный»

Date: 2016-08-15 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] bobtenelli2.livejournal.com
Да, таких людей в РФ много. Больше, например, чем в Эстонии (хотя и там такое есть, при том что уровень жизни в целом выше). На Украине тоже такое есть (мои родственники там стараются ездить работать за границу).
В западной Европе по-другому, уровень жизни выше, но стоит только потерять работу или получить сокращение з/п... Например, приехал человек из Восточной Европы (не РФ, не Украина, вообще не бывший СССР) в Испанию, устроился работать в гостиницу, взял ипотеку, заплатил первоначальный взнос. Потом 2008 год, кризис, не смог платить по кредиту, банк квартиру забрал. Сейчас продолжает работать в гостинице.
(deleted comment)

Re: РФ = «работающий бедный»

Date: 2016-08-15 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] bobtenelli2.livejournal.com
Это хорошо, что на Украине работают системы соцзащиты. На моих родственников они не распространяются, они люди в целом обеспеченные. Вот бабушка жены получала маленькую пенсию, что-то не помню, чтобы ей особенно помогали какие-то госорганы, но она и не жаловалась на жизнь.

Хотя нет, вспомнил про родственников - точно, есть какие-то выплаты на детей, но сколько - не помню. В РФ тоже есть, но небольшие.

Date: 2016-08-14 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] bobtenelli2.livejournal.com
Почитал Лобова. Все, что он пишет - очень субъективно. На бытовом уровне как понял все у него в порядке - работа есть, общение есть, на жизнь хватает. Возможно, на родине он жил лучше, но многие в РФ тоже жили лучше пару-тройку лет назад. Эмиграция вообще штука тяжелая, особенно с возрастом.
(deleted comment)

Date: 2016-08-15 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] bobtenelli2.livejournal.com
Например, в Москве рабочий день у многих - 9-10 часов, плюс на дорогу час в одну сторону. Итого 11-12 часов. Знаю людей, которые всю жизнь ездят по два часа в одну сторону - получается 13-14 часов.
Не говорю, что это прекрасно. Сейчас в РФ многие предприятия закрываются, люди сидят без работы, а вот Лобову удалось устроиться по специальности и коллективом он доволен. По-моему, неплохо.

Причина его недовольства немного в другом, по-моему...
(deleted comment)

Date: 2016-08-15 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] bobtenelli2.livejournal.com
Нет, это скорее минус крупного города. Плюс у человека наверно ситуация - снимает жилье подешевле - но далеко от работы. Жил бы в маленьком городе - не было бы проблемы, но и не было бы работы по специальности

Date: 2016-08-16 10:01 pm (UTC)
From: [identity profile] luckyjohn.livejournal.com
В Нью-Йорке то же самое. Там ещё поезда из-за реконструкции тоннелей после цунами 12 года по несколькораз по 20 минут на перегонах между станциями встревали весной 14 года, по 1,5 часа до работы в один конец добиваться можно и больше. Если в Ленобласти или в глубинах Купчино или Гражданки жить и на маршрутке ездить - как из Хобокена на Манхэттэн пилить и пилить...

Date: 2016-08-14 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] bobtenelli2.livejournal.com
Был у меня как-то разговор с одним англичанином про жизнь в Европе. Он сказал, что там жить хорошо, если есть работа.
Думаю, это относится ко многим странам.
Кстати, знаю украинцев, вполне нормально живущих в обычном областном центре в РФ. Работают, платят за квартиру, не жалуются. На родине у них был хороший собственный дом.
(deleted comment)

Re: РФ = «работающий бедный»

Date: 2016-08-15 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] bobtenelli2.livejournal.com
Да, таких людей в РФ много. Больше, например, чем в Эстонии (хотя и там такое есть, при том что уровень жизни в целом выше). На Украине тоже такое есть (мои родственники там стараются ездить работать за границу).
В западной Европе по-другому, уровень жизни выше, но стоит только потерять работу или получить сокращение з/п... Например, приехал человек из Восточной Европы (не РФ, не Украина, вообще не бывший СССР) в Испанию, устроился работать в гостиницу, взял ипотеку, заплатил первоначальный взнос. Потом 2008 год, кризис, не смог платить по кредиту, банк квартиру забрал. Сейчас продолжает работать в гостинице.
(deleted comment)

Re: РФ = «работающий бедный»

Date: 2016-08-15 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] bobtenelli2.livejournal.com
Это хорошо, что на Украине работают системы соцзащиты. На моих родственников они не распространяются, они люди в целом обеспеченные. Вот бабушка жены получала маленькую пенсию, что-то не помню, чтобы ей особенно помогали какие-то госорганы, но она и не жаловалась на жизнь.

Хотя нет, вспомнил про родственников - точно, есть какие-то выплаты на детей, но сколько - не помню. В РФ тоже есть, но небольшие.

Date: 2016-08-14 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] bobtenelli2.livejournal.com
Почитал Лобова. Все, что он пишет - очень субъективно. На бытовом уровне как понял все у него в порядке - работа есть, общение есть, на жизнь хватает. Возможно, на родине он жил лучше, но многие в РФ тоже жили лучше пару-тройку лет назад. Эмиграция вообще штука тяжелая, особенно с возрастом.
(deleted comment)

Date: 2016-08-15 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] bobtenelli2.livejournal.com
Например, в Москве рабочий день у многих - 9-10 часов, плюс на дорогу час в одну сторону. Итого 11-12 часов. Знаю людей, которые всю жизнь ездят по два часа в одну сторону - получается 13-14 часов.
Не говорю, что это прекрасно. Сейчас в РФ многие предприятия закрываются, люди сидят без работы, а вот Лобову удалось устроиться по специальности и коллективом он доволен. По-моему, неплохо.

Причина его недовольства немного в другом, по-моему...
(deleted comment)

Date: 2016-08-15 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] bobtenelli2.livejournal.com
Нет, это скорее минус крупного города. Плюс у человека наверно ситуация - снимает жилье подешевле - но далеко от работы. Жил бы в маленьком городе - не было бы проблемы, но и не было бы работы по специальности

Date: 2016-08-16 10:01 pm (UTC)
From: [identity profile] luckyjohn.livejournal.com
В Нью-Йорке то же самое. Там ещё поезда из-за реконструкции тоннелей после цунами 12 года по несколькораз по 20 минут на перегонах между станциями встревали весной 14 года, по 1,5 часа до работы в один конец добиваться можно и больше. Если в Ленобласти или в глубинах Купчино или Гражданки жить и на маршрутке ездить - как из Хобокена на Манхэттэн пилить и пилить...

Profile

kondratio: (Default)
kondratio

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 12th, 2026 08:30 am
Powered by Dreamwidth Studios